+7 (8352) 226-326

+7 (927) 668-62-08

г.Чебоксары, ул. Декабристов, 18А

 Перейти на главную страницу Информация о компании  Контактная информация - номера телефонов, схема проезда  Новостная лента  Подборка интересных статей  Переход в каталог Гардеробные системы Найди  Дизайнерские решения  Подборка реализованных работ
 
Франчайзинг требует большей свободы. Но под контролем!
news6-1.jpgМировой финансовый кризис заставляет сегодня пересматривать свой бизнес предпринимателей во многих сферах деятельности. Но есть одно направление, где, как отмечают все участники рынка, проблем фактически нет – это франчайзинг. 2-4 октября в Москве, в Экспоцентре на Красной Пресне, прошла VI выставка «BuyBrand» – неповторимый по своим масштабам международный проект и крупнейшее российское деловое мероприятие в секторе франшиз, организованное выставочно-издательской компанией E.M.T.G. Это единственная в России выставка, посвященная франчайзингу, на которой в этом году было предложено более 200 бизнес-концепций в области недвижимости, ресторанного бизнеса, сферы услуг, производства товаров народного потребления из 20 стран мира, в том числе из России, США, Канады, Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Испании, Португалии, Турции, Уругвая, Литвы, Латвии и других.
Деловая программа

Сегодня выставка франчайзинговых моделей и технологий особенно актуальна. В рамках «BuyBrand» прошел международный бизнес-форум, который открылся пленарным заседанием «Влияние франчайзинга на глобализацию экономики». Деловая программа выставки была представлена серией семинаров и «круглых столов» по темам: «Эффективное управление франшизной сетью», «Технология успешных продаж франшиз», «Консолидация усилий франшизного сообщества в создании благоприятного делового климата для продвижения франчайзинга в России».
Особое внимание было уделено пилотному проекту «ExpoRetail». Эта экспозиция была посвящена технологиям развития и жизнеобеспечения объектов розничной торговли и объемно представила жизнь крупного торгового центра – проекты, архитектурные концепции, оборудование, оформление, системы видеонаблюдения и даже новые идеи из области «private label» и организации пространства на фудкортах.

Нужен ли опыт работы?

news6-2.jpgФранчайзинг – форма сотрудничества, при правильном подходе выгодная всем – и тем, кто предоставляет готовый бизнес для работы, и тем, кто готов им воспользоваться: по статистике, в первые 5 лет выживают только 15% независимых компаний и каждые 7 из 8 франчайзинговых. Другое дело, что, как считают специалисты, некоторые из желающих работать по франшизе забывают про ключевое слово «работать» и считают достаточным просто вложить деньги в этот бизнес, чтобы получить отдачу.
– Главная мысль, которая может помешать – это «Я заплатил, и у меня все готово, я только считаю деньги». Нет, в любом бизнесе надо работать! – подчеркивает Дмитрий Папирин, директор по франчайзингу (петербургская сеть чайных «Чайная ложка»).
Возможность такого подхода является одной из причин, по которой опытные франчайзеры стремятся работать с не менее опытными франчайзи – людьми, которые уже имеют представление о данном бизнесе. Особенно это касается ресторанного рынка. Фактически все продающие франшизу в этой области одним из основных условий ставят наличие опыта и жесткое следование своим стандартам.
– По франчайзингу мы работаем не первый год, схема уже отработана, и пока никаких закрытий ресторанов не было, – говорит Олеся Селюх, директор по продажам, управление по франчайзингу (компания «Росинтер Ресторантс»). – У нас есть четкие правила, которых абсолютно все должны придерживаться. Каждый ресторан, который работает по франчайзинговой схеме, регулярно проверяется в плане соответствия стандартам нашей компании и по питанию, и по оформлению, и по обслуживанию. Каждый партнер рассматривается индивидуально, и крайне редко возникает ситуация, когда мы позволяем отступить от каких-то вещей.
– Потенциальный франчайзи должен иметь стандартный пакет документов и, конечно, опыт работы в ресторанном бизнесе, – подтверждает Дмитрий Посадский, руководитель проекта (сеть «Стардог!s»). – Особенно это касается наших ресторанных концепций – таких как «УДОНъя Сан» и «Багеттерия», – поскольку этот бизнес непростой. Но главное требование – соблюдение стандартов. Если происходит нарушение, то могут быть приняты самые жесткие меры, вплоть до расторжения контракта о франшизе. И такие случаи были, хотя и немного – 1-2 из 100 открытых заведений.


Жесткость стандартов

news6-3.jpgВозможности «перетягивания одеяла» на себя – когда партнер-франчайзи набирает силу, равную силе партнера-франчайзера, и выходит из-под власти последнего, – не боится никто из продающих франшизу, даже новички: юридически грамотное оформление продажи, уже достаточно отработанное в данном направлении, снижает возможные риски. Но в любом случае о необходимости контроля говорят все – и это сегодня является тенденцией: контроль со стороны франчайзеров усиливается.
– Мы работаем с разными партнерами – как с опытными, так и новичками в одежном бизнесе, – говоритЕлена Бакунина, директор по развитию (сеть магазинов одежды «Concept Club»). – Последних полностью обучаем – ставим на ноги. Соблюдение стандартов контролируем обязательно, и чем дальше, тем более серьезно подходим к этому вопросу: мы не можем позволить, чтобы имидж нашей марки пострадал от недобросовестных действий франчайзи в регионах. У нас есть специалисты, которые следят за соблюдением стандартов, контролируют франчайзи как дистанционно, по предоставляемым отчетам, так и во время инспекционных поездок по регионам. К франчайзи, систематически нарушающим стандарты нашей компании, мы применяем санкции – от приостановки поставок товара до закрытия магазина.

Иногда франчайзеры прописывают только определенные требования, оставляя партнеру достаточно свободы действия.

– До сих пор у нас, в основном, развивалась собственная сеть магазинов, франчайзинговую программу запустили недавно, – рассказывает Александр Тыщенко, заместитель руководителя отдела розничных продаж (сеть магазинов «Улица гобеленов»). – Сейчас у нас работает 2 партнерских магазина – в Саратове и Ростове-на-Дону, подписаны договора еще по трем магазинам. У нас есть ряд стандартов в плане ценообразования, оформления магазина, товарного наполнения – их необходимо соблюдать неукоснительно. Но в каких-то вопросах мы идем партнеру навстречу. Например, размер магазина может быть от 40 до 100 кв. метров, а в ближайшее время будем открывать и более крупные форматы – до 170 кв. м.

Другие франчайзеры допускают свободу в выборе товара.

– Партнер обязан купить у нас 90% коллекции, а 10% может быть сторонний товар, – уточняет Игорь Бровкин, менеджер по развитию (сеть магазинов одежды «Гулливер»).
– Все магазины должны быть оформлены в едином стиле, чтобы покупатель, в каком бы городе ни был, понимал, что он попал именно к нам, – подчеркивает Алексей Ращупкин, менеджер по продажам (ГК «СпортМастер»). – Однако мы разрешаем своим франчайзи набирать 30% другого ассортимента.
Интересно, что чем большую свободу дают франчайзеры своим партнерам, тем крепче их к себе привязывают.
– Наши первые магазины были открыты в России еще в 90-е годы, – рассказывает Михаил Михайлов, коммерческий директор (сеть магазинов женской одежды «Olsen»). – В прошлом году был перейден рубеж ста точек. Из них чуть более трети магазинов работают в формате мультибрэнд. Мы подходим к каждому партнеру индивидуально – в зависимости от имеющейся площади и ситуации на региональном рынке. Таким образом, у франчайзи здесь есть полная свобода выбора, как именно открывать магазин. Интересно, что бывали случаи, когда после работы в формате мультибрэнд франчайзи открывал концептуальный магазин (и даже не один!), считая, что это ему более выгодно.

О чем нельзя забывать при покупке франшизы

Начинающему франчайзи всегда трудно понять, чего ждут от него и что необходимо выяснить лично ему, чтобы не пожалеть потом о принятом решении. Франчайзинг – это бизнес, требующий строгого соблюдения многих стандартов. А российские предприниматели привыкли работать чаще всего буквально наугад, доверяя скорее собственной интуиции и здравому смыслу. Прежде чем решиться на покупку франшизы, не мешало бы задать себе вопрос: готов ли я работать по-новому? Это отнюдь не более простой и легкий бизнес – он другой.
Но если решение принято, то следует внимательно отнестись к предложениям потенциальных франчайзеров. Банально, но факт: необходим максимальный сбор информации о партнере. Есть ли у него уже франчайзинговые точки? Как налажена работа там? Профессиональны ли люди, которые работают в данном бизнесе? Наконец, хватит ли на него денег?
Последний вопрос не праздный. Сколько бы ни было произведено расчетов и какое бы представление ни возникло о стоимости проекта, ее следует увеличить как минимум в два раза. И если становится понятно, что таких денег нет, стоит хорошо подумать о том, ввязываться ли в дело. Очень часто приобретенная франшиза начинает работать, но издержки франчайзи превышают запланированные на 30-40%. Это вполне нормально и не страшно, если есть какой-то запас.

Немаловажный вопрос – какое именно обучение предлагает франчайзер? Доверять можно лишь тому, кто серьезно подходит к этому вопросу.

– У нас 13 своих точек в Петербурге и 3 в Москве, а в 34 городах открыто по франчайзингу порядка 43 магазинов, – говорит Мария Улитина, менеджер отдела региональных продаж и франчайзинга (сеть чайных магазинов «Унция»). – Брэнд разработан, и мы за то, чтобы его всеми силами поддерживать. Поэтому мы помогаем нашим франчайзи правильно подобрать и оформить помещение. После открытия магазина отправляем туда тренера, который первые две недели там работает, а потом каждые полгода его навещает – обучает персонал. Также мы проводим ежегодные встречи франчайзи, организуем презентации и «круглые столы». В следующем году намерены стать самой крупной чайной сетью в мире!
И даже при таком подходе к делу не следует пренебрегать услугами опытного юриста в области франчайзинга.

Золотой брэнд

news6-4.jpgВ рамках работы выставки «BuyBrand-2008» состоялась 4-я ежегодная церемония вручения Национальной премии «Золотой брэнд» – единственной коммерческой премии России в области франчайзинга, облеченной атрибутами государственной награды.
Лауреатами-2008 стали:
– корпорация Sela (брэнд «Sela» – номинация «Золотая франшиза»);
– компания «Westland» (брэнд «Westland» – номинация «Франчайзер года»);
– компания «Модный континент» (брэнд «Incity» – номинация «Франчайзи года»);
– корпорация «Росинтер Ресторантс» (брэнд «Планета суши» – номинация «Инновационный брэнд»);
– независимая лаборатория «Инвитро» (брэнд «Invitro» – номинация «Социально значимый брэнд»);
– Феликс Альберт (брэнд «Хирш – Россия» – номинация «Франчайзинг в лицах»).    
     

Светлана Куликова
журнал «Торговое оборудование. Лучший выбор» ноябрь (137) 2008
 

 Переход на главную страницу сайта  Общая информация о компании  Контактная информация - телефоны, схема проезда  Новостная лента  Подборка статей  Переход в каталог Гардеробные системы Найди  Дизайнерские решения  Подборка реализованных работ

428022, город Чебоксары, улица Декабристов 18а, многоканальный телефон (8352)226-326, E-mail: tdt21@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru